17.07.2023 22:01 Тамбовская область

Алёна Силинская: «Наш коллектив всегда очень хорошо принимает зритель»

Алёна Силинская: «Наш коллектив всегда очень хорошо принимает зритель»
В наши дни стало нормой смотреть на выступления артистов в онлайн-формате, а ведь во многих городах продолжают проводить фестивали, концерты и конкурсы, на которых можно увидеть живые выступления артистов. Большое эстетическое удовольствие зрителю доставляет красивый танец, ведь в нём сочетаются и музыка, и красивые костюмы, и пластика тела, и виртуозное владение движением. На сцене можно увидеть массу очень ярких танцевальных номеров самых разных современных направлений. Однако современный танец может быть очень близок к этническому, ведь многие хореографы современности черпают вдохновение в богатейшей культуре народов мира. Корреспонденты издания «Региональные известия» пообщалось с основательницей и художественным руководителем студии танца «Вурухи трайб» Алёной Силинской.

Этнических танцев сейчас много, в том числе восточных, но, признаемся, стиль трайбл даже в крупных городах встретишь нечасто. Расскажите, что это за стиль, откуда он происходит и что означает его название?

В переводе с английского слово tribal означает племенной. Но это не значит, что стиль является продолжением традиций какого-то определенного племени. Идея племени выражается скорее в этничности костюма и движений, а также во внутреннем общении танцевального коллектива.

Трайбл зародился в Калифорнии в 1960-х как смесь различных этнических стилей в движениях и костюмах. Создателем этого стиля считается Джамила Салимпур со своей труппой Бал Анат. Она смешала разные стили танца, получив таким образом свой собственный стиль, который она представляла на Ярмарках Ренессанса в Калифорнии.

Ученица Джамилы, Маша Арчер внесла свой вклад в развитие стиля трайбл — это попытка восстановить специфическую национальную культуру танца импровизации. И уже ученица Маши, Каролина Нериккио-Болман, создала труппу ФЧБД (ФэтЧенсБеллиДанс ) в 1987 г., первую трайбл-труппу. Стиль и формат, который предложила миру Каролина, ФэтЧенсБеллиДанс Стаил и есть современный классический трайбл.

Примерно так возник замечательный и уникальный стиль трайбл.

Насколько нам известно, в Тамбове кроме вашей студии трайбл никто не танцует. Как Вы сами узнали об этом стиле и начали заниматься?

Моя история увлечения трайбл похожа на тысячи других. Но обо всём по порядку.

В 2004 году я начала заниматься танцем живота в коллективе «Аура» в г. Тамбове под руководством Ольги Селивёрстовой. В 2006 году преподаватель предложила к просмотру диск «Беллиданс суперстарс в Париже».

Вот тут я первый раз увидела завораживающий танец, а потом и её — Рэйчел Брайс. Это была любовь с первого взгляда! Я начала искать преподавателя по трайбл в Тамбове, но никто не слышал о таком направлении танца. В этом же году жизнь подкинула сюрприз в качестве работы в Москве. Началась жизнь на два города.

В 2008 году я первый раз посетила «Трайбл-Дом» в Москве. Здесь и начала посещать занятия по одному из направлений трайбл беллиданс — трайбл-фьюжн, у Полины Шандариной. Но без классики трайбл невозможно танцевать этот стиль. Так в 2010 я попала на занятия к Светлане Дворецкой. Но в этом же году я вернулась в Тамбов. И опять начался поиск преподавателя, но все было тщетно! И так прошел год. Я решила, что больше не буду искать и прошла интенсив первого уровня трайбл у Светланы Дворецкой. Два раза в год посещала крупные ежегодные Московские трайбл-фестивали. В рамках этих фестивалей обучалась у создателей стиля трайбл, участников группы ФэтЧенсБеллиДенс: Вэнди Аллен и Сенди Болл, Аниты Лалвани. А также у мировых звёзд трайбл-фьюжн: Френка Фаринаро, Ариэллы Афлало, Эми Сиджл, Тьярды Ван Стратэн и конечно же у Рэйчел Брайс.

И только 1 декабря 2012 была собрана первая в Тамбове группа по изучению трайбл-беллиданс под моим руководством. А первое выступление было 3 ноября 2013 года и этот день стал Днём рождения моей студии трайбл танца «Вурухи трайб».

Студия этнического танца «Вурухи трайб» отмечают пятилетие
Студия этнического танца «Вурухи трайб» отмечают пятилетие, 2018 г. Танцевальный номер «Индия»

Невозможно пройти мимо ваших костюмов. Эти большие юбки, масса металлических украшений, цветы. Расскажите, как эти наряды подбираются, существуют ли какие-то правила?

Костюм в стиле трайбл представляет собой эклектическую смесь средне-восточных, центрально-азиатских и восточно-индийских стилей.

Классический костюм трайбл состоит из:

1. Шаровары. На одну штанину уходит 2 метра ткани! Могут быть однотонными, полосатыми или с цветочным орнаментом.

2. Две юбки. Окружность нижнего яруса каждой достигает 20−25 метров. Подол юбки должен касаться пола. Выбирают натуральные лёгкие ткани. Бывают юбки с плетёной каймой по подолу, с принтом ручного окрашивания, градиентом, с обтачкой из глянцевой ткани.

3. Подпоясник или платок. Это может быть отрез египетской свадебной ткани — асьют, узор на котором вышит маленькими металлическими пластинками. Может быть плотный треугольник в технике «пэчворк» или с вышивкой «шиша». Может использоваться плетёный платок, бархатный с бахромой, платок в русском стиле или другой вариант, который выбирает группа.

4. Пояс. Плотно расшитый кнопками, монетами, цепочками и другой фурнитурой кочевых племён Индии, Пакистана и Афганистана. Общее название для такой фурнитуры — «кучи».

5. Чоли. Топ индийского покроя. Может быть пошит из бархата или полностью вышитым зеркальцами «шиша».

6. Бра. Одевается поверх бархатного чоли. Иногда бра полностью обшито монетами, а иногда и кусочками асьюта. Украшается кучи-металлом, часто в большой концентрации!

7. Причёска. Высоко убрана, с обилием цветов, шпилек, украшений. Так же это может быть тюрбан, украшенный кучи-металлом и цветами.

8. Макияж. Акцент — глаза и губы. Трайбл перенял традицию нанесения орнаментов «харкуз» на лица, и узоры на подбородке и около глаз стали вполне обычным элементом сценического макияжа танцовщицы. Также украшение лица на индийский манер — на лбу, в виде бинди.

9. Браслеты, колье, серьги, кольца — очень много этнического металла, иногда надевают по два колье, браслеты от запястья до плеча, кольца на каждый палец.

Вес одного концертного костюма достигает 8—10 килограмм. Часто полный набор собирается в течение нескольких лет, так как многие вещи достаточно редки и имеют высокую цену.

Хорошо собранный костюм — гордость трайбл-танцовщицы и собственная коллекция музейных экспонатов на тему восточных культур.

Алёна Силинская
Алёна Силинская в своём трайбл-костюме

У зрителей, наверняка, возникает вопрос: то, что они видят на сцене — это какой-то уже существующий танец или это индивидуальная постановка?

В основе стиля заложена абсолютная импровизация, складывающаяся из определённых движений и переходов, которые изучаются заранее. Эта система сложилась не сразу. Выступления ФЧБД часто носили довольно спонтанный характер, не было времени на репетиции, часто менялось место выступления. Поэтому Каролина задумалась над тем, как сделать так, чтобы сам танец не терял своей красоты из-за подобных проблем. Так появился «словарь» движений и подсказок-ключей к ним, правила построения и перестроения группы.

Хореография состоит из движений и ключей к ним, которые позволяют танцовщицам «договариваться» друг с другом незаметно для зрителя. Таким образом, рождается синхронный танец без предварительных репетиций. Знание подсказок и движений позволяет танцевать с любой исполнительницей в любой точке земного шара, увидев её впервые и не зная её имени и не говоря на её языке.

В студии «Вурухи трайб» я не пошла по пути импровизации. Используя словарь движений и придерживаясь правил, я ставлю постановочный танец, который достаточно быстро учится и смотрится зрелищно для зрителя.

Ваш коллектив часто занимает призовые места, а какое выступление за последний год порадовало лично Вас больше всего и почему?

Нас радуют все выступления. Наш коллектив всегда очень хорошо принимает зритель.

А самым запоминающимся за последнее время было выступление в V открытом Всероссийском фестивале-конкурсе хореографического искусства «Тамбовский волк 2023». Мы закрывали фестиваль и наш выход был ночью уже. Фестиваль сильно затянулся. Мы уже настроились на пустой зал, но когда заиграла музыка и мы вышли на сцену, то сорвали просто шквал аплодисментов! Мы даже подумали, что это радость от того, что фестиваль закончился. Но на награждении нас так же поддержал зал, хотя до конца награждения было ещё далеко. Такой приём от зрителей всегда очень сильно вдохновляет!

У Вас есть какие-то планы на ближайшее время?

Конечно есть. На сентябрь−октябрь планирую новые наборы на занятия желающих танцевать трайбл.

А также в этом году в декабре будем отмечать Юбилей студии «Вурухи Трайб» — 10 лет.

И конечно, приглашем всех на знакомство с танцевальным стилем трайбл.

Фото: архив студии этнического танца «Вурухи трайб»