13.02.2024 16:00 Тамбовская область

Владимир Самородов: «Литература и наука как сферы творчества исторически закрепились за адвокатурой»

Владимир Самородов: «Литература и наука как сферы творчества исторически закрепились за адвокатурой»
В каждом регионе имеются адвокатские бюро, но далеко не в каждом городе России есть коллективы, в которых сотрудники объединяли бы юридическую практику с литературным творчеством, как это делают сотрудники адвокатского бюро «Селивёрстов и партнёры» в Тамбове. История этого объединения восходит к известному не только на Тамбовщине, но и далеко за её пределами адвокату и писателю Владимиру Ивановичу Селивёрстову. О том, как поддерживается традиция совмещения юридической практики и литературного творчества, редакция «Региональных известий» побеседовала с внуком Владимира Ивановича, адвокатом, старшим партнером АБ «Селивёрстов и партнёры», кандидатом юридических наук Владимиром Самородовым.

Владимир Юрьевич, в Тамбове адвокатское бюро «Селивёрстов и партнёры» у многих на слуху, но также многие знают вас ещё и как рыцарей пера. Что для юриста занятие литературой: она помогает в работе или наоборот — позволяет переключиться на что-то творческое, может быть, отдохнуть?

Действительно, адвокатское бюро на слуху, но во многом благодаря личности Владимира Ивановича Селивёрстова. «Рыцари пера» звучит несколько восторженно, в жизни все более прозаично, но мы пытаемся популяризировать литературу — благо поддерживают нас тамбовские литераторы, да и читатели своими отзывами иногда нет-нет да балуют.

Что для юриста занятие литературой? Здесь есть некая дуальность: с одной стороны, она позволяет и переключиться, отдохнуть, а с другой стороны (и на лекциях я всегда студентам об этом говорю), юрист — это человек, у которого широкое мировоззрение должно быть, и он должен не только в сухих законах разбираться, каким образом их применять, это, наверное только 30 или 40 процентов профессии адвоката, но он должен быть человеком мудрым, знающим жизнь, людей; и в этом всегда помогает литература. Она помогает нам и пережить сложные моменты, и наоборот — понять в некоторых делах, что, каким образом, почему это было сделано, совершено. То есть она и помогает нам в работе, и помогает, конечно же, отвлечься от всяческих сложностей, потому что работа адвоката постоянно связана со стрессами, с конфликтами, нервными переживаниями людей, которые приходят и выплескивают свои проблемы. Я сейчас стал чаще обращаться к литературе, которая вселяет надежду, доброту, желание жить — укрепляюсь в мысли, что литература должна поддерживать нас. Поэтому и писание, и чтение — это необходимый и часто приятный труд. Иногда мы становимся чёрствыми, и я в том числе прохожу этот период профессиональной деформации уже восемь лет и где-то чувствую, что черствеем. В некотором смысле это неизбежно: эмоции не должны превалировать над разумом. Но помощь, и психологическая, и юридическая, всегда должна быть с добротой и чувством сострадания. Часто мы об этом забываем, а книги нам подсказывают, как быть, как поступить, будят нашу совесть, нашу духовность.

А другие виды творчества, как Вы думаете, могли бы в этом случае составить конкуренцию, в хорошем смысле, литературе или всё-таки литература ближе к профессии юриста?

Я считаю, что любое творчество благотворно влияет. Литература и наука как сфера творчества исторически закрепились за адвокатурой, личностью адвоката. Многие адвокаты ещё до Революции, да и в советское время также — это были учёные-исследователи, это были писатели, которые множество научных трудов, мемуаров и литературных произведений оставили. Это, в некотором смысле, традиция, которую мы стараемся как-то сохранять. Честно говоря, очень тяжело равняться на таких личностей, как адвокат Фёдор Никифорович Плевако либо юрист Анатолий Федорович Кони. Когда читаешь их труды, ощущаешь свою явную несостоятельность. Но надо писать, надо развиваться, творить. Рады привносить что-то в общую копилку культуры.

Вы сказали, что черпаете вдохновение из литературы. Можете назвать авторов или даже отдельные произведения, которые больше всего Вас поддерживают, вдохновляют, на которые Вы ориентируетесь?

Не буду пытаться выглядеть ново. Мы должны, я считаю, обращаться к классике, это наша основа, поэтому, конечно, Лев Толстой, конечно, Антон Павлович Чехов, Николай Семенович Лесков — эти столпы. Я постоянно к ним обращаюсь, перечитываю, открываю что-то новое. Но здесь я черпаю вдохновение как человек, писатель, чтобы стараться расти и мыслить, пытаться понять, как это сделано, откуда идти по дороге литературы. Последние годы, например, увлекся и магическим реализмом: Борхес, Кортасар — открываешь для себя некоторых других авторов. Но я не скажу, что они сопровождают сверху, как наши русские классики. Из современных писателей читаю мастера короткой прозы Анатолия Гаврилова, читаю нашумевшую повесть Ксении Полозовой «Водолаз Коновалов и его космос» и других авторов.

Основатель вашего адвокатского бюро Владимир Иванович Селивёрстов, как нам известно, тоже много пишет, публикуется, при этом он является известным в Тамбове адвокатом. Приятно видеть, что славные традиции продолжаются. Сейчас Владимир Иванович продолжает заниматься юридической деятельностью?

Владимир Иванович оказал огромное влияние на меня. Постоянно, с детства, он поднимал сложные философские, исторические, литературные темы, не по моему возрасту, за что я ему очень сильно благодарен. Он мне интерес и к писательству, и к адвокатуре привил. Владимир Иванович активно пишет и публикуется и активно практикует. Одно из недавних произведений, над которым он работает, — это «Полицмейстер Старынкевич», его очень интересная работа о дореволюционном полицмейстере Тамбовской губернии, это его тема. Он активно работает, несмотря на возраст — 78 лет. Ведёт сложные уголовные дела, гражданские, не так много. Бывает в адвокатском бюро только по некоторым делам и литературным вечерам по пятницам, которые мы здесь проводим. Я ему помогаю всячески, какие-то дела мы совместно ведём. Всем нашим адвокатским бюро мы стараемся ценить то, что он с нами, в строю, и мы за ним, как за каменной стеной, но в то же время и его подпираем, всячески питаем, своими мыслями делимся, прочитанными книгами, написанными произведениями.

Адвокаты-писатели
Адвокаты-писатели (слева направо) Владимир Селивёрстов, Семён Золотухин и Владимир Самородов. Фото: «Твердый знак».

По пятницам проходят в нашем адвокатском бюро литературные вечера, где мы представляем свои произведения, ну и активно критикуем. Он нас тоже критикует, за что мы ему благодарны: если бы не он, нам было бы сложнее расти в литературном и адвокатском плане.

А эти вечера у вас в закрытом формате проходят или кто-то ещё приходит со стороны?

К нам часто приходят наши коллеги из журналистского цеха, из писателей, некоторые читатели, художники приходят и т. д. Но мы встречи не сильно афишируем, потому что адвокатское бюро не может вместить то количество гостей, которое раньше на «Тригуляевских средах» у Владимира Ивановича собиралось. У него дача в Тригуляе, и он совместно с супругой Аллой Владимировной более десяти лет проводил там «Тригуляевские среды», собиралось до пятидесяти — до семидесяти человек: писатели, художники, скульпторы, журналисты и т. д. Сейчас мы себе этого не можем позволить, но и не стоит вопрос о том, чтобы как можно больше было участников, стоит вопрос о том, кому это действительно нужно, интересно, кто готов послушать и выразить мнение.

Известно ли что-нибудь о подобных коллективах в других регионах? Есть у нас где-нибудь ещё адвокаты-писатели или это уникальное тамбовское явление?

В российской адвокатуре традиция писать, исследовать, заниматься творчеством — она с дореволюционного периода ещё. В моем случае на это наложились семейные традиции, ведь Владимир Иванович — мой дедушка. И вот здесь это сошлось и во многом накладывает печать ответственности.

Вопрос о наличии в других регионах подобных коллективов мы тоже задаём себе постоянно, потому что заинтересованы в творческой коммуникации, не только в профессиональной юридической, потому что она постоянно происходит, а именно в творческой. И мы постоянно ищем людей, которые пишут, творят. Сказать по правде, литературой занимающихся адвокатов, к сожалению, немного. Может быть, занимаются, но не афишируют это. А вот если говорить об адвокатском коллективе, то в России мы не встречали такой коллектив, чтобы состояло одновременно несколько пишущих адвокатов. У нас как минимум четыре человека, которые активно занимаются литературным творчеством: Владимир Иванович Селиверстов, Семён Александрович Золотухин, Эдуард Викторович Емельянов и я, ваш покорный слуга, тоже пишу, стараюсь в этом направлении работать. То есть такого коллектива я не встречал, но адвокаты пишущие, конечно же, есть. Это известные адвокаты, такие как Марк Крутер, Генри Резник — это московские адвокаты. Недавно познакомились онлайн с адвокатом Сергеем Макаровым, он написал роман «Адвокаты. Братство вражды», активно публикуется. Адвокаты пишут, работают в различных жанрах, но коллективов, сочетающих в себе и то, и другое, я, повторюсь, не встречал. То есть это уникальное явление, и мы этим дорожим.

Мы общаемся, обсуждаем литературу, и это позволяет расти, если б этого не было, мы бы вряд ли продолжали что-то писать и находиться в литературном тонусе. Адвокатскую прозу можно назвать отдельным направлением, потому что она связана так или иначе с адвокатурой. Медики пишут что-то, и есть великие писатели, которые были медиками. Так же и адвокаты. И мы стараемся всё это поддерживать. Это важно и с другой стороны: когда приходят молодые адвокаты, они должны понимать, что это не сухая юридическая профессия. Мы им стараемся прививать литературный вкус, чтобы они больше читали, больше размышляли и больше думали.

В прошлом году вышла Ваша книга, и презентация проходила в областной библиотеке имени Пушкина. Над какими литературными проектами Вы работаете сейчас?

Действительно, вторая книга под названием «Этюды» у меня вышла, и я посчитал нужным сделать эту презентацию. Во многом критически уже смотрю на многие моменты в этой книге. Наверное, это правильно. Я чувствую уже слабость некоторых рассказов, но мой друг и во многом учитель Олег Валентинович Алёшин, который писал предисловие к этой книге, поэт, журналист, на это мне говорит: «Это нормально. Если б ты этого не чувствовал, значит ты стоял бы на месте». Становится легче. Книгу эту я выпускал в большей степени, чтобы как-то потом понять динамику, развитие своего литературного творчества, т. к. пять лет прошло с момента публикации предыдущей книги, которую я сейчас вообще не могу видеть (смеётся). Тем не менее, надо эти точки обозначать в литературном плане, чтобы понимать, каким ты был в восемнадцатом году, каким — в двадцать третьем. Что будет дальше: будет ли лучше, будет хуже?.. Посмотрим…

Презентация книги
Презентация книги Владимира Самородова «Этюды» в Тамбовской областной библиотеке имени А.С. Пушкина. Апрель 2023 г. Фото: «Тамбов-информ».

По поводу литературных проектов. В прошлом году я поступил на высшие литературные курсы Литературного института имени А.М. Горького в Москве. Это единственный институт, который позиционируется как литературный — не филологический, а именно литературный. Там учились многие известные писатели, такие как Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Платонов и др. Это некая школа, которую, я считаю, нужно пройти, если ты намерен расти и что-то познать, понять… Самое главное там — творческие семинары. Моим мастером на курсах является известный прозаик Евгений Попов. Он ученик В.М. Шукшина и В.П. Аксёнова. Самому ему далеко за семьдесят. Там очень продуктивная творческая атмосфера. Произведения, которые мы пишем, потом выставляются на «суд», их обсуждаем, достаточно сильно критикуются они, и вот идёт такой процесс литературный. Талант там не подарят, но мастерство, профессионализм — да, ведь каноны мастерства есть в любой творческой специальности, надо учиться писать профессионально. Дальнейшая судьба зависит от таланта и от приоритетов автора, ну, и удачи.

Сейчас по-прежнему пишу малую прозу, рассказы. Новый рассказ под названием «Пиджак» должен выйти в февральском номере «Рассказ-газеты». Номер будет примечательным, потому что на первой полосе будет рассказ моего мастера Евгения Попова. Он бывал в Тамбове и с радостью согласился поддержать публикацией газету, думаю, это будет интересно. В конце февраля в книжном уже будет газета.

Раньше было желание больше напечататься, опубликоваться, а сейчас — больше желание действительно что-то написать.

А в других жанрах себя пробовали?

Раньше, в самой юности, я писал стихи, но потом отказался от этой идеи. Отец у меня в других [жанрах] себя пробовал ­— драматургии. Он даже написал пьесу, которая участвовала в фестивале в Молодёжном театре. Пока работаю в жанре малой прозы. Мне это нравится. Да и читатель сейчас избалован: ему нужно маленькое произведение, в котором он получит «сто литературных удовольствий», прочитав его и затратив на это небольшое количество времени. Поэтому рассказ более практичен в этом смысле. Но большие книжные магазины и издательства в восьмидесяти процентах сконцентрированы именно на романистах. Рассказы очень мало печатают. Роман — это всё-таки полноценная книга, основательный продукт. Вот такие скромные планы, но полные оптимизма.

Владимир Юрьевич, спасибо Вам за такую интересную беседу! Мы желаем Вам вдохновения и новых творческих успехов.