24.03.2024 14:09 • Республика Татарстан
Рустем Хузин: «главная задача искусства — помочь человеку стать лучше»
Рустем Фаитович, все, кто хоть раз видели Ваши картины, думаю, согласятся, что Вы в наши дни один из лучших продолжателей традиций русского реализма, заложенных художниками передвижниками. Тем не менее, так называемое «современное» искусство нередко с реализмом ничего общего не имеет. Как Вы думаете, насколько сейчас актуален реализм в живописи?
Реализм актуален всегда, и сейчас как никогда он востребован. Можно привести простой пример. Как бы не был образован человек, он всегда нуждается в чистом воздухе, воде и здоровой пище, не говоря уже о здоровой жизненной среде, имея в виду человеческие отношения. Если убрать хотя бы один компонент из перечисленных, начинаются духовные и физические проблемы. Если говорить о реализме, то надо прежде вспомнить о смыслах искусства как такового. Главная задача искусства как одного из направлений деятельности человека — помочь человеку стать лучше. С помощью искусства мы создаём ту необходимую нам среду, которая была бы комфортна для нас. Но искусство не рождается само по себе. Оно — результат или следствие того, что переживает сам человек. Ни одно из других направлений не ставит задачей внутреннюю духовную работу в ходе создания произведений, как это происходит в реализме. Сама идея внутреннего совершенствования через самопознание и самопреодоление — суть реализма. Всё лучшее основано на совершенном из прошлого, рождается на пике стремления к прекрасному. Именно так и работает реалист. Самые посещаемые музеи в мире — музеи реализма. Реализм, разный, был и будет во все времена. Изучая природу, постоянно меняющуюся и обновляющуюся, живописец реалист обречён на бесконечное многообразие и неповторимость. Скольких реалистов в истории мы знаем — ни один не повторяется, ни в написании неба, воды, человека. Всегда по-новому, свежо и востребовано будет это направление, пока жив человек.
Скажу больше — все остальные течения и направления выведены искусственно, они лишь отростки на большом дереве реализма, и являются лишь этапами при создании настоящего реалистического полотна. Абстракция присутствует при рождении эскиза. Это так абстрактно, порой понятно только для художника, появляется первый замысел. Символизм всегда присутствует в реалистической картине, т. к. художник должен не просто написать что-то, как в жизни — он должен собрать всё лучшее и обозначить это в главном образе как в символе. Конструктивизм присутствует при построении реальных предметов, он — основа построения и так далее, можно долго перечислять. Поэтому реализм, как большой полноводный океан, который питается более мелкими реками и ручьями. Искусство — его гладь, подобно зеркалу напоминает нам, кто мы и откуда, и куда должны идти, оставаясь людьми всегда.
Искусство также не существует без зрителя. Только реализм, изображая реальные состояния, мотивы, ситуации способен вызвать отклик в душе зрителя, т. к. в большей своей массе люди ассоциируют счастье, радость, горе с вполне конкретными реальными вещами. Поэтому реализм актуален, за него не нужно переживать, но его необходимо поддерживать и «поливать», т. к. он находится в постоянном развитии.
Вы немало работаете в историческом жанре. Насколько это востребовано в настоящее время?
Я думаю да, исторический жанр в данное время востребован, потому что на страницах прошлого таятся ещё такие сокровища проявленного когда-то человеком духа, что нам, живущим сейчас, это очень и очень помогло бы решать современные задачи. Искусство всегда играло важную роль в решении разных проблем, которых очень много в человеческом обществе. Необходимо не просто знать то или иное историческое событие, но и иметь свою точку зрения на него. Важно, чтобы эта точка зрения несла жизнеутверждающий посыл обществу посредством мастерского исполнения и виртуозной техники. И необходимо найти язык, который был бы понятен современному зрителю. Это, конечно же, сложно. Я считаю, что исторический жанр нужен так же, как нужны высокие технологии. В иерархии жанров историческая картина стоит на вершине, поскольку требует знания очень многих направлений, многих компетенций. Поэтому тот, кто хочет добиться совершенства и постоянно расти в профессиональном смысле, должен заниматься исторической картиной.
Из истории изобразительного искусства мы знаем, что пики его расцвета всегда были связаны с мощной меценатской поддержкой. Самые известные это дом Медичи во Флоренции или Третьяков в России. Во многом ведь благодаря их вкладу у художников была возможность создавать свои шедевры. Сейчас существуют в нашей стране подобные меценаты?
Всегда большую роль играли люди просвещённые, и музеи создавались именно такими людьми, образованными и достаточно богатыми. Сейчас, я думаю, государство должно осознать свою ответственность перед искусством, но с другой стороны, государство или общество это мы сами. Всегда есть люди более просвещённые, щедрые, которые переживают за судьбу Отчизны. Хочется, чтобы таких людей было больше среди каждой нации и народа. Безусловно, сейчас есть ценители, которые собирают небольшие коллекции, есть люди, которые спонсируют художников, покупают картины, создают небольшие галереи, и я думаю, что количество таких людей зависит самым прямым образом и от деятельности самих художников. Чем больше сами художники, несмотря на отсутствие поддержки, сложности, будут проявлять инициативу, выставляться, показывать своё искусство, передавать свои знания в учебных заведениях, тем больше будет образованных людей, и надо учить людей приобретать искусство, объяснять, в чём разница между фотографией и настоящим произведением, но и, конечно же, самому художнику необходимо очень ответственно и честно относиться к своей профессии и создавать произведения, которые действительно были бы плодом серьёзных усилий души и сердца. Только тогда, я думаю, появятся люди, которые будут приобретать произведения, поддерживать художников, распространять, популяризировать настоящее реалистическое искусство.
В советское время был создан Союз художников, который обеспечивал художников и скульпторов всем необходимым: и мастерской, и материалами, которые не всегда продавались в магазинах, и выставками, а самое главное — заказами. Вы много лет являетесь членом Союза художников России. Какова ситуация с этим объединением в наше время?
В своё время в Советском Союзе была создана уникальная образовательная система в сфере изобразительного искусства. Это художественные школы, училища, институты, академии, творческие мастерские, система городских, зональных, республиканских, международных выставок. И сам Союз играл всегда роль органа, который аккумулировал, объединял профессионалов, создавал, сохранял профессиональную среду, помогал художникам расти, преодолевать какие-то сложности в социальном плане. Да, в советское время Союз художников — это была мощная организация, которая могла даже помогать решать и жилищные вопросы, и на бытовом уровне оказывала огромную поддержку художникам, но сейчас времена поменялись, и я вижу, так как сам являюсь членом Союза художников России и председателем живописной секции в Татарстане, что проблем очень много, но основной задачей на сегодняшний день я бы назвал сохранение и создание условий для профессионального роста и развития художников.
Очень много течений и направлений приходит с Запада, поддерживаются оттуда, особенно попартовские направления. Я думаю, что если мы просто будем продолжать свою деятельность на основе лучших традиций русской, российской и советской школы, зарубежных традиций, взяв всё лучшее из прошлого, переосмыслим, и будем работать в созидательном направлении, то ситуация поменяется — государство изменит свою политику, художники будут поддерживаться, картины будут покупаться.
Художнику всегда надо помнить, не отчаиваться: даже если Союз исчезнет, художник никогда не исчезнет. А если будет художник, всегда будут объединения, творческие союзы, профессиональные сообщества, потому что человек в этом мире не самодостаточен. Вместе мы сила. Роль Союза, я думаю, ещё глубже будет осознана нашими современными художниками, и Союз укрепится, переосмыслив, взяв из прошлого всё лучшее, став на новые рельсы, и сделает ещё очень много хорошего для нашего общества и для его развития.
Основная задача, которая стоит перед Союзом художников России, — это объективно отражать посредством искусства те процессы, современниками которых мы являемся, в том числе и через призму исторического жанра. Найти красоту и показать её людям — это, безусловно, благородная и возвышенная задача. Как сказал классик, «красота спасёт мир». Красота — это великая сила, способная победить множество пороков и недостатков нашего времени.
Вам приходилось сталкиваться с обманом со стороны заказчиков или галерейщиков?
Да, мне приходилось сталкиваться с обманом галерейщиков и заказчиков, но на самом деле, это не главное. Главное, чтобы сам художник не обманывал ни себя, ни других. Поэтому необходимо все условия и моменты творческих процессов обговаривать с гелерейщиками сразу.
Вы не раз бывали в других странах, в том числе участвовали в международных выставках. По Вашим наблюдениям, что в других странах в отношении изобразительного искусства лучше, чем в России, а что, наоборот, лучше у нас?
У нас в России ещё пока существует наша трёхступенчатая образовательная система в сфере изобразительного искусства. Это художественная школа, художественное училище, институт или академия. Потом, правда, идут аспирантура и творческие мастерские, но основа — эта трёхступенчатость. Эта система уникальна, впрочем как уникальна и сама Россия с её многочисленными народами, нациями, этносами. Всё это надо сохранять и развивать. Я имею в виду нашу образовательную систему. В других странах этого нет, и, наверное, не будет, разве только что Китай работает в этом направлении и, я думаю, уже обогнал нас, но учиться они едут по-прежнему к нам в Россию.
Есть ли у Вас какой-то проект или тема, которую Вы могли бы назвать главной в своей жизни?
Главным проектом своей жизни считаю создание руками и сердцем тех вещей, картин, изображений, рисунков, которые правдиво отразили бы всю красоту нашего мироздания, той земли, на которой я живу, малой, большой Родины — одним словом нашей России. Мне конечно не дано знать, что лучше для меня — быть историческим живописцем или честным пленэристом — хочется радовать и успокаивать творчеством сердца людей.
Как Вы думаете, что необходимо сделать, чтобы изобразительное искусство продолжало развиваться в нашей стране, а традиции реализма сохранялись?
Я бы поднял зарплаты всем преподавателям художественных школ, училищ, институтов, я бы постарался социально защитить художника как профессию. Потому что мы заканчиваем вузы — специальность у меня в дипломе «художник живописец», — а по факту такой профессии нет. То есть мне для того, чтобы получать пенсию или заработать на пенсию, необходимо куда-то устроиться работать преподавать. Государство тратит огромные деньги на то, чтобы нас обучить, и так мало использует наш ресурс и потенциал. Хотелось бы, чтобы это положение поменялось бы всё-таки, чтобы была идеология в стране, чтобы была другая государственная политика в отношении изобразительного искусства.
Всё лучшее надо взять из прошлого. Советское прошлое у нас «под ногами», за спинами, мы все выходцы из советского прошлого. Но если говорить о смысле, то главное, чтобы зло не прошло дальше тебя. Каждому на своём месте надо сделать максимально больше хорошего, стремясь к совершенству, не быть равнодушным к судьбе своей страны, ведь мы сначала люди, а потом художники. И, конечно, передавать, делиться знаниями, учить и учиться до последнего вздоха.
Рустем Фаитович, спасибо Вам, что нашли время ответить на наши вопросы. Желаем Вам вдохновения и творческих успехов!