20.03.2025 12:44 Тамбовская область

Владимир Титаренко: «Главная задача — чтобы люди соответствовали направлению работы, за которое они отвечают»

Владимир Титаренко: «Главная задача — чтобы люди соответствовали направлению работы, за которое они отвечают»
С приближением муниципальных и региональных выборов, которые пройдут в сентябре во многих субъектах России, вопросы региональной политики приобретают особую значимость. Не менее важно в регионах участие в политической жизни ветеранов СВО, а также вопросы смены глав субъектов. «Региональные известия» обсудили эти темы применительно к Тамбовской области с доктором политических наук Владимиром Титаренко.

— Владимир Александрович, у Вас большой опыт в региональной политике. Трудно не заметить, что происходят изменения, связанные не только с регулярными процессами вроде выборов, но и со сменой руководства региона, причём в Тамбовской области два раза подряд такая смена происходит по инициативе сверху. Чем на Ваш взгляд принципиально отличаются два последних руководителя Тамбовской области Максим Егоров и Евгений Первышов?

— Пока прошло слишком мало времени, чтобы оценивать результаты управленческих решений нынешнего руководителя. За сто дней невозможно кардинально изменить ситуацию к лучшему, хотя следовало бы представить конкретные инициативы, которые можно реализовать на региональном уровне. Уверен, со временем Евгений Первышов это сделает.

Насчёт Максима Егорова, то за два года у меня сложилось двоякое чувство его пребывания в Тамбовской области. Элиты он не сплотил, не выстроил вертикаль власти. Ну и этот «женский десант» управленческих структур меня несколько озадачивал, и с точки зрения профессионализма, и с точки зрения реализации своих профессиональных качества. Сравнивать обоих руководителей пока сложно: один возглавлял область более двух лет, а у другого минуло чуть больше ста дней.

В тоже время хочу отметить, что Тамбовская область остаётся глубоко дотационным субъектом с недостаточным уровнем развития сферы глубокой переработки. В сельском хозяйстве отсутствует выстроенная цепочка от производства зерна до целой линейки сложной продукции. Показательно и то, что в регионе ни осталось ни одного хладокомбината, что серьёзно ограничивает перспективы молочной отрасли: без логистических и перерабатывающих мощностей говорить о развитии животноводства проблематично.

В промышленности картина также далека от оптимальной за исключением оборонного сектора. На фоне соседних регионов — Липецкой, Воронежской, Пензенской, Рязанской областей — Тамбовщина пока выглядит достаточно бледно, к тому же здесь непростая демографическая ситуация, нехватка кадров.

Таким образом, перед Евгением Первышовым открываются широкие возможности для преобразований, есть над чем работать.

— Как Вы можете охарактеризовать кадровую политику, которую Евгений Первышов проводит с момента назначения врио главы администрации Тамбовской области? Можно ли говорить о формировании им собственной команды, в том числе из «варягов», и каков её потенциал для решения стратегических задач региона?

— Понимаю, к чему вы клоните, имея в виду «варягов». Я и сам когда-то был «варягом» и не считаю, что это недостаток при подборе и расстановке кадров. Главная задача — чтобы люди соответствовали направлению работы, за которое они отвечают. Если это промышленность — специалист обязан разбираться в профильных вопросах, если это сельское хозяйство — понимать все тонкости, вплоть до определения клейковины пшеницы «на зуб». Если говорить о строительстве, нужен человек, который досконально в нём разбирается.

Время покажет, насколько новые управленцы, назначенные Евгением Первышовым, соответствуют стоящим перед ними задачам. Я пока не вижу, чтобы врио губернатора проводил кардинальный пересмотр прежнего состава руководителей: сейчас есть своего рода баланс между «старыми» и «новыми» кадрами. При этом новички в основном пришли на должности руководителей департаментов (раньше — комитетов) и министерств, но это исполнительский уровень, а не площадка, где формируется экономическая и иная политика региона.

— Может ли такая осторожная кадровая политика быть связана с тем, что наиболее серьёзные перестановки Евгений Первышов планирует уже после осенних выборов?

— Не исключено, хотя у него сейчас полный карт-бланш: он наделён полномочиями Президента РФ, который его назначил. У Евгения Первышова серьёзный опыт и авторитет: он был мэром Краснодара — миллионного города, что по масштабу больше всей Тамбовской области. У него есть понимание, как формировать команду, и никто не мешает ему это делать уже сегодня. Нет особого смысла откладывать кадровые решения на полгода или восемь месяцев. Допустим, сейчас назначенные могут исполнять обязанности, а после выборов глава региона утвердит их уже без приставки «и.о.».

Поле для поиска квалифицированных специалистов у него достаточно широкое, и мне представляется логичным привлекать людей, которые хорошо знают местную специфику. Нужно назначать тех, кто «с земли», кто понимает проблемы региона изнутри. Думаю, в ближайшее время мы увидим, как эта кадровая политика будет развиваться дальше.

— Сегодня всё больше ветеранов и участников специальной военной операции включаются в работу органов власти и местного самоуправления. Какие дополнительные механизмы, по Вашему мнению, могли бы повысить эффективность их участия в управленческой деятельности Тамбовской области?

Это действительно очень важный и многогранный вопрос, который требует комплексного подхода и внимательного отношения. Ветераны и участники специальной военной операции сегодня включаются в работу органов власти и местного самоуправления, и их участие, безусловно, необходимо поддерживать и развивать.

Однако здесь важно понимать, что участники СВО являются частью большой традиции защитников Родины. Они продолжают дело тех, кто прошёл Афганистан, Чечню, Карабах, Великую Отечественную войну и другие горячие точки. Это единое братство воинов, объединённых чувством долга, чести и ответственности перед страной. Разделять их на отдельные категории неправильно и даже недопустимо.

При этом участие ветеранов в органах власти требует не только их моральных качеств и патриотизма, но и определённых знаний, опыта и навыков управления. Не каждый человек, проявивший героизм на поле боя, сможет автоматически стать эффективным руководителем без дополнительной подготовки. Поэтому необходимо создавать механизмы внутреннего резерва, обучающие программы, курсы повышения квалификации и наставничество, чтобы ветераны могли приобрести необходимые компетенции в управленческой деятельности.

Таким образом, подход должен быть сбалансированным: с одной стороны, необходима поддержка и внимание к участникам СВО и всем ветеранам, защищавшим нашу страну, с другой — комплексная подготовка и развитие их управленческих навыков.

— Как вы оцениваете степень участия и активности общественности Тамбовской области в вопросах поддержки участников СВО и их интеграции в общественно-политическую жизнь региона?

Безусловно, роль общественности в поддержке участников СВО и их интеграции в общественно-политическую жизнь региона очень важна. Примером активного и эффективного участия является деятельность И.И. Волкова, председателя Мичуринского отделения «Российского Союза ветеранов Афганистана». Благодаря его инициативе и организации была проделана значительная работа: собраны средства в размере около трёх миллионов рублей, на которые были закуплены и отправлены необходимые материалы и оборудование участникам специальной военной операции. Этот позитивный пример заслуживает признания и дальнейшего распространения.

Вместе с тем важно отметить, что участие общественности в вопросах поддержки ветеранов и участников СВО требует более системного подхода и вовлечения широкого круга общественных организаций и политических партий. Необходимо повышать вовлечённость различных общественных сил региона, поддерживать инициативы и формировать условия, в которых каждый мог бы внести посильный вклад в общее дело поддержки защитников Отечества.

— Кстати, вы являетесь одним из инициаторов предложения присвоить звание «Почётный гражданин Тамбовской области» Волкову Игорю Ивановичу. Чем именно вы руководствовались, выдвигая его кандидатуру, и какую роль, на ваш взгляд, должно сыграть это решение в формировании отношения общества региона к участникам СВО?

— Действительно, в настоящее время создана инициативная группа по присвоению звания «Почётный гражданин Тамбовской области» Игорю Ивановичу Волкову — руководителю Мичуринского отделения «Российского Союза ветеранов Афганистана». Это заслуженный человек, за которым стоит огромный жизненный опыт, боевые заслуги и активная многолетняя общественная деятельность.

Волков Игорь Иванович прошёл через более чем три года службы в Афганистане, отмечен государственными орденами и медалями. Уже более тридцати лет он возглавляет общественную организацию, постоянно оказывая поддержку ветеранам, инвалидам боевых действий, семьям погибших воинов и тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Благодаря его усилиям создаются музеи, устанавливаются мемориальные доски, выпускаются книги памяти, проводятся мероприятия памяти и поддержки ветеранов. Он лично участвует в решении конкретных бытовых проблем семей погибших участников СВО.

Именно эти качества — личный героизм, многолетняя бескорыстная работа, активная гражданская позиция и забота о людях — послужили основанием для выдвижения его кандидатуры. Мы убеждены, что присвоение ему этого высокого звания станет важным шагом не только в признании его заслуг, но и будет способствовать формированию уважительного отношения общества к участникам СВО и всем защитникам нашей Родины.

Игорь Иванович и его единомышленники подчёркивают, что специальная военная операция (СВО) — это не только вооружённое противостояние, но и борьба идеологий, где Россия отстаивает традиционные ценности, историческую справедливость и национальный суверенитет против навязывания западных норм и размывания идентичности. Они проводят параллели с прошлыми конфликтами, такими как Великая Отечественная война и холодная война, подчёркивая, что сегодняшнее противостояние также связано с защитой исторической правды и культурного наследия. Волков и его сторонники акцентируют, что СВО направлена не только на демилитаризацию и денацификацию Украины, но и на сохранение русского мира и суверенитета России. Они считают, что ключевая задача — формирование чёткой национальной идеи и укрепление идеологических позиций, чтобы сплотить общество и передать молодому поколению понимание важности этой борьбы за будущее, где Россия сможет жить по своим законам и ценностям.