09.03.2024 00:05 Образование Московская область

Проамериканская позиция у основателей МЭШ была изначально

Проамериканская позиция у основателей МЭШ была изначально
«Региональные известия» не раз сообщали о прозападной, а иной раз и антироссийской (случай с учащимся, у которого отобрали флаг страны), позиции должностных лиц элитной частной гимназии «Московская экономическая школа».

Дело вовсе не в каких-то субъективных подозрениях. В распоряжении редакции РИ имеются учредительные документы американско-российского общества «Института педагогических систем», основанного за пару лет до создания МЭШ, где соучредителями также выступают в дальнейшем основатели частной гимназии.

В прошлый раз РИ представили публике договоры и другие документы, подтверждающие связь МЭШ с Западными фондами ECIS и AAIE. В этот раз пришло время поближе познакомиться с «Институтом педагогических систем» (ООО «ИПС»), соосновательницей которого была всё та же Ольга Сняткова, знакомая нам как одна из учредителей МЭШ.

На момент создания в 1992 году организация называлась совместным российско-американским товариществом с ограниченной ответственностью «Институт педагогических систем». В то время была такая форма юридического лица, позже организация была переоформлена в ООО.

Компания привлекла внимание редакции РИ после того, как стало понятно, что между ООО «ИПС» и МЭШ имеется не только родственная связь по линии Сняткова — Каждая (вначале мать, а потом и дочь стала у руля МЭШ), но и финансовая, и юридическая.

С этой целью мы решили изучить материалы и документы, связанные с ООО «ИПС», чтобы понять, что это за организация, и какое участие в её деятельности принимали американцы.

Устав ИПС

«Американцы пришли на танцы…»

Для начала давайте посмотрим на список учредителей «Института педагогических систем». В этом списке 12 лиц, включая одно юридическое. Среди них известные нам члены Правления МЭШ: Ольга Сняткова, нынешний Председатель Правления МЭШ, Юрий Шамилов, её заместитель, а вместе с ними и сооснователь фонда «ФОРОБР» (учредитель МЭШ) Валерий Светличный.

На момент создания двое учредителей были гражданами США: это Уотсон Форрест Эдвард из штата Техас, который внёс 400$ (на тот момент это было эквивалентно 28 тыс. рублей) или 33,3% от Уставного фонда, а также Эванс Роберт Томас из штата Теннесси, который внёс 200$ или 16,7% (по данным редакции, они имели отношение к педагогике).

Остальные участники внесли по 4200 рублей или по 5%. Таким образом совокупная доля американских граждан равнялась 50,03%, а это означает, что в их руках находился «контрольный пакет».

Высшим руководящим органом в организации, согласно Уставу, являлось Правление, состоящее «из учредителей Товарищества, либо их полномочных представителей». Количество голосов в Правлении «со стороны учредителей распределяется в соответствии с размером доли каждого из них в Уставном фонде». Дирекция и Президент подотчётны Правлению. Иными словами, наибольшими полномочиями в принятии решений ИПС были наделены граждане США.

Устав утверждён в марте 1992 года. Тогда американцы были повсюду, но теперь мы хорошо видим, какие на самом деле у них были задачи. Об этом недвусмысленно говорит и Устав организации, которая, наверняка, была не единственной в стране, но смогла удержаться на плаву все эти годы. Более того — продолжает вполне успешно осуществлять свою деятельность, как образовательную, так и иную, закреплённую в уставе, для реализации которой американские граждане и вкладывали свои деньги, как мы видим для этого им хватило всего 600$.

Цели и задачи: международное усыновление и воспитание на основе зарубежного опыта

Цели ООО «ИПС» прописаны глобальные, почти «за всё хорошее, против всего плохого», но если отвлечься от формальных целей, которые зачастую шаблонно прописываются, то остаётся как раз расширение «межнационального и международного сотрудничества» и «разработка и внедрение инновационных образовательных, воспитательных технологий на основе использования передового отечественного и мирового опыта».

Каким образом достигать поставленных целей прописано в списке предмета коммерческой деятельности, которая, согласно установкам, непременно должна быть рентабельной. Итак, первым пунктом в списке можно прочитать «разработка и реализация международных образовательных проектов и программ», но и дальше список не менее интересен: создание самостоятельно и совместно с отечественными и зарубежными партнёрами общеобразовательных школ, школ бизнеса, лицеев, гимназий, колледжей, учебных центров, курсов по подготовке и переподготовке кадров, иных учебных заведений, в т. ч. религиозных (да-да — религиозных).

Ещё один интересный пункт — «разработка и реализация программ по созданию индустрии образования и воспитания на основе зарубежного педагогического опыта», а также привлечение средств зарубежных предприятий на развитие образования в России. То есть прозападная позиция была изначальной стратегией создателей МЭШ.

Что значит воспитание на основе зарубежного опыта в понимании руководства МЭШ хорошо раскрылось с началом СВО. Администрация Президента Российской Федерации в ответ на обращение редакции «Региональных известий» сообщила, что по их информации со стороны руководства одинцовского филиала частной гимназии «Московская экономическая школа» систематической травле подвергался командир бронеавтомобиля БРДМ-2, участник парада 9 мая в Санкт-Петербурге, обладатель медали «За участие в Параде» Министерства обороны Российской Федерации Игорь Петрушко из-за его гражданской позиции и использования государственной символики.

Отдельно стоит остановиться, и даже не столько читателям, сколько более компетентным и уполномоченным лицам, на пункте о поддержке детей сирот, в котором в качестве деятельности прописано «международное усыновление данной категории детей».

От слов к делу: МЭШ была создана по лекалам ИПС

Через два года после создания «Института педагогических систем», видимо во исполнение указанных выше целей и задач, сооснователями «института» была организована «Московская экономическая школа». То есть всё указывало на самую тесную связь — можно сказать, продолжение проекта.

Открытие МЭШ освещали многие авторитетные СМИ. И в этих репортажах особо подчёркивался американский аспект нового образовательного учреждения. «Обучение в МЭШ строится по американской системе Ховарда», — сообщал своим читателям «Коммерсантъ», и далее продолжал, что для преподавания были специально приглашены «восемь преподавателей из Оклахомского университета (США)».

Событие для того времени было незаурядным. Ещё бы, американская школа в Москве! Тогда перед американцами было принято, ну не прямо в ноги кидаться и туфли целовать, но «засвидетельствовать своё почтение» не хуже. Поэтому, как сообщал всё тот же «Коммерсантъ», «На открытии присутствовали вице-премьер Александр Шохин, председатель Московского департамента образования Любовь Кезина, а символическую красную ленточку перерезали президент Инкомбанка Владимир Виноградов и председатель Биржевого комитета Московской товарной биржи Юрий Милюков». Попутно отметим, что Инкомбанк был одним из первых коммерческих банков современной России, основанный ещё в 1988 году, и был ориентирован на экспорт. Считается, что он был причастен к дефолту 1998 года.

И как бы в подтверждение настоящего расследования, в том же репортаже отмечается, что «концепция создания этого учебного заведения была разработана в Российско-Американском институте педагогических систем».

Всё вышеизложенное лишь очередной раз подтверждает, что к деятельности МЭШ и отдельных лиц, связанных с ней, пора уже присмотреться внимательнее.