21.04.2024 18:46 • Экономика / финансы • Приморский край
Картель как традиция, или что не так с рынком дошкольного питания во Владивостоке?
В совокупности контракты многомиллиардные, общественность возмущена, но из года в год ничего не меняется. «Региональные известия» решили изучить вопрос и разобраться в сложившейся ситуации.
О чём договорились?
В прошлом году Управление Федеральной антимонопольной службы России по Приморскому краю возбудило дело о картельном сговоре в отношении трех местных компаний. Организации подозревались в том, что в 2022 году они вступили в картельный сговор при проведении конкурсов на оказание услуг по организации питания детей дошкольного возраста в детских садах Владивостока. Сумма заключенных госконтрактов составила более 2 млрд рублей. Приморское УФАС России возбудило в отношении ООО «Светоч», ООО «Магистраль Инвест» и ООО «Фуд Магистраль» дело по признакам нарушения п. 3 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения).
Уточняется, что поводом для возбуждения дела стали материалы, поступившие из прокуратуры Владивостока. Проверяющие пришли к выводу, что организации заранее распределили между собой победу в конкретных конкурсах. Заявляясь на участие, они не вступали в конкурентную борьбу и не подавали ценовые предложения.
Это было второе дело в отношении одних и тех же компаний. По данным ведомства, в 2021 году Приморское УФАС России уже признавало ООО «Магистраль Инвест» и ООО «Фуд Магистраль» нарушившими антимонопольное законодательство. Тогда на компании были наложены штрафы в размере более 32 млн рублей, а здесь дело было прекращено.
Подозрительное поведение
Если рассматривать последнее дело, то общая сумма контрактов по конкурсам на оказание услуг по организации питания детей дошкольного возраста в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях Владивостокского городского округа составила 2 073 800 944,6 рублей. Доля ООО «Светоч» от общей суммы контрактов составила 49,5%. Доля ООО «Магистраль Инвест» и ООО «Фуд Магистраль» от общей суммы контрактов составила 50,5%.
Как говорится в материалах по делу, организациям, ставшим победителями по указанным конкурсам, заранее было известно о величине показателя опыта (как критерия конкурсной документации) друг друга. В связи с этим рассматриваемые хозяйствующие субъекты могли заранее распределить между собой победы по конкретным конкурентным процедурам.
Заявляясь на участие в конкурсах, указанные организации не ввязывались в конкурентную борьбу для победы на конкурсе, предпочитая не подавать ценовые предложения.
В тоже время, комиссия пришла к выводу об отсутствии достаточных доказательств для установления наличия факта антиконкурентного соглашения по указанному делу.
Отсутствие конкуренции
Местные чиновники говорят, что такая ситуация складывается из-за отсутствия конкуренции на рынке. Проще говоря, только вышеназванные компании имеют достаточно опыта и вообще хотят в этом направлении работать.
«Да, есть моменты, которые выглядят не совсем адекватно. И мы сами иногда расстраиваемся, что у нас конкуренция не сильно развита на этом рынке. Но это не значит, что администрация что-то делает специально, чтобы кто-то победил. Важно, чтобы обеспечивали качество предоставляемой услуги. В требованиях к конкурсу чётко сказано: мы должны оценивать квалификацию по установленным Правительством РФ критериям: наличие производственной базы или наличие опыта, подтверждённого исполненными контрактами. Второй и был взят за основу. У кого было больше опыта — получали больше баллов и получали контракты»,
— говорил в интервью изданию vl.ru вице-мэр Владивостока Сергей Дмитриенко.
Он же отрицает, что контракты составлены изначально под конкретные компании. Но, как показывает практика, никакие другие действительно в итоге не подходят под выставленные критерии. Что касается возможного снижения цены и экономии бюджетных средств, то власти признаются, что не готовы взять на себя ответственность за возможное ухудшение качества детского питания и не хотят объяснять родителям «чем их ребёнок отравился».
Получается, что вход на рынок услуг по детскому питанию Владивостока других компаний просто невозможен, или же нам всё же что-то не договаривают?
Фото: kashira.ru