09.06.2024 15:27 • Образование • Московская область
Александр Асмолов: разрушитель советской модели образования или новатор?
«Чубайс» системы образования
Что такое оголтелая десоветизация и декоммунизация, и на что она направлена, теперь уже рассказывать почти никому не надо, как не надо объяснять кто и в чьих интересах эту политику проводит. Однако в 90-е годы прошлого века и в нашей стране было много деятелей, которые как в угаре ругали всё советское, превознося всё иностранное, особенно европейское и американское.
В стороне от деструктивных процессов не осталось и образование. Нашлись люди, объявившие настоящую войну советской школе. «Однажды Александр Асмолов взорвал школу. Всю совковую школу сс её коммунистической педагогикой», — начиналась статья 2000 года в журнале «Огонёк», весьма красноречиво названная «Исповедь духовного террориста».
Александр Асмолов имеет много научных и педагогических регалий, преподаёт психологию в главном вузе страны, занимал высокие должности в системе образования. В 1992 году по приглашению министра образования РФ Э.Д. Днепрова занял пост в качестве заместителя министра образования РФ. Он был из тех, кто в конце восьмидесятых — начале девяностых, всеми фибрами ненавидя «совок», который, к слову, обеспечил его всем, включая высшее образование и те возможности, которые давала человеку именно советская система, ставил перед собой задачу разрушить советское и построить «нормальное». Как в своё время Анатолий Чубайс ставил задачу закрыть все советские заводы, чтобы, как он потом сам выразился, забить последний гвоздь в крышку гроба коммунизма. В каждой отрасли тогда был свой Чубайс. И Асмолов стал таким «Чубайсом» в образовании, он даже ввёл понятие «приватизации сознания».
Кстати, Асмолов проявил свою изощрённость ума ещё в октябре 93-го года. Во время печально известных событий он разработал для Б.Н. Ельцина «Программу первоочередных социально-психологических мер «Белый дом». Если их проанализировать, то они представляют собой средства манипуляции общественным сознанием с помощью средств массовой информации.
Во всём виноват «совок»?
Именно А. Асмолов был одним из основных активистов и авторов идеи «вариативного» образования. Всё подносилось как борьба с «уравниловкой», с безответственными заявлениями типа: «Помните миф о всеобщем равенстве и, стало быть, обязательно-одинаковом образовании для всех? Помните фабрику усредниловки в средней школе? По-настоящему она никогда не работала». И вот с этим равенством решил бороться Асмолов, дескать, идеи равенства ограничивают одарённых детей. «Человек для страны, а не для себя. Никакой СВОЕЙ жизни, никакой СВОЕЙ карьеры», — сокрушается профессор.
Вместо равенства предлагается вариативность, надо прививать навыки «адаптации к кризисам», «строить карьеру и лавировать». Теперь мы понимаем, почему, как только в стране появляются структуры Джорджа Сороса и им подобные, сразу начинаются речи об индивидуальности и прочее в таком духе. Это хорошо заметно по соседним странам, где раскачивается ситуация явно не в пользу населения этих стран. Основная задача — атомизация общества. Советский Союз не удалось сломать во время Второй мировой войны именно благодаря коллективизму, сплочённости людей. Идея соборности, кстати, была присуща российскому обществу и до большевиков, которые сумели её поставить на службу не царской власти, а всему народу.
К чему ведёт западная вариативность и навыки лавирования тоже теперь читается вполне очевидно. С одной стороны отсутствие патриотизма и готовности защищать Родину, что показывают опросы в странах Европы; с другой — право выбирать себе местоимение и пол с раннего детства. К этому мы должны были прийти?
В лучших традициях западной пропаганды
Каким образом эти идеи распространялись и почему можно говорить, что это пропаганда?
Первое — это муссирование расхожих стереотипов вместо работы с фактами. И здесь мы видим полный набор сперва антисоветской, а теперь и просто русофобской методички: «совок» — это уравниловка, дефицит, очереди, политические репрессии, массовое производство калош согласно плану пятилетки. Это именно пропаганда, потому что здесь выдернуты только какие-то отдельные явления, имевшие место, но не характерные для системы или эпохи, но именно на них делается акцент, как будто больше ничего не существовало.
Например, почему из тридцатилетнего периода руководства страной И.В. Сталиным, берутся лишь два года репрессий? При этом, как известно, документы, в том числе с полной статистикой, до сих пор засекречены. Или почему дефицит, который возник только при М.С. Горбачёве и, как теперь уже известно, носил искусственный характер, поскольку решение о развале Союза к тому моменту уже было принято? Потому что для воспитания ненависти к коммунизму и социализму, к советской модели управления, обыватель должен знать только об этом.
Поэтому Александр Асмолов везде, включая МЭШ, активно продвигает идею поддержки жертв сталинских репрессий, и разоблачает «совок». Он является активным проповедником идеи о феномене «советского человека», так называемого Homo Soveticus. Он даже предлагает три характерных признака советской ментальности. Первый — «у советских людей за достаточно короткий период выработалась вера в существование Центра, который все знает, все может и все понимает, способен всё за тебя решить». Второй — «постоянный поиск врага. Если врага нет, его изобретают». Третий — «это бегство от свободы». Последние два признака, по мнению Асмолова, присущи российскому обществу и сейчас.
Итоги «вариативности»
Неудивительно, после всего указанного выше, что в начале марта 2022 года после начала специальной военной операции на территории Украины, он заявил о своём выходе из состава президентского Совета по правам человека (СПЧ) с требованием «прекращения военных действий на территории Украины». Позже, в ноябре 2022 года, соответствующий указ подписал Президент РФ Владимир Путин, исключив из Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александра Асмолова и Николая Сванидзе. Неудивительно и то, что именно в МЭШ, к созданию которой Асмолов имеет непосредственное отношение, у школьника отбирают российский флаг и футболку с изображением литеры «Z».
Где теперь все эти дети вундеркинды, которых в конце восьмидесятых — начале девяностых сотнями показывали по телевизору, о которых писали в газетах? Где так называемые «дети индиго»? Все они стали простыми гражданами. Вариативность образования ничего особенного им не дала. А вот то, что страна оказалась не просто на грани, а на пике острейшего кадрового кризиса — это результат проводимых все эти годы Асмоловым и ему подобными реформ образования, на пути от советской школы к «нормальной».
Наиболее ярким примером абсурда нововведений в образовании стал скандал, когда девятилетняя девочка поступила в МГУ (имя не приводим из этических соображений), успешно сдав ЕГЭ, но оказалась не готова к учёбе в вузе. Проблема оказалась в том, что её просто натаскали на сдачу тестов. В совокупности с кадровым кризисом этот случай показывает, что реформа образования потерпела фиаско.
Как мы видим по последним событиям, с назначением нового кабинета министров был объявлен и курс на возвращение именно к советской модели высшей школы и частичного возврата в средней.
Фото: «Учительская газета»