13.01.2025 23:36 Наука Пермская область Пермь

Учёные Пермского Политеха предложили усовершенствовать ионные двигатели для космоса

Учёные Пермского Политеха предложили усовершенствовать ионные двигатели для космоса
Исследователи Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали математическую модель, которая поможет усовершенствовать ионные двигатели, используемые для космических аппаратов. Новая методика позволит доработать конструкцию двигателей на этапе проектирования, снизить риск разрушения электродов и повысить надёжность российских космических технологий, сообщили в пресс-службе вуза.

Ионные двигатели широко применяются для управления спутниками, космическими роботами и станциями. Они создают реактивную тягу, разгоняя ионы до скоростей, которые в 10 раз превышают возможности химических двигателей. Однако их ключевые элементы — электроды, изготовленные из углеродного композита, подвержены разрушению из-за вибраций при выводе аппаратов на орбиту. Это может привести к сбоям в работе двигателя.

Учёные Пермского Политеха создали двухуровневую модель, позволяющую анализировать повреждаемость структуры материала электродов и прогнозировать, как изменения на уровне зерен влияют на их прочность. Модель показала, что снижение жесткости материала увеличивает амплитуду колебаний, что в конечном итоге вызывает соударения и разрушения электродов.

Егор Разумовский, аспирант кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ПНИПУ отметил, что эта разработка позволяет учитывать свойства материала на уровне зёрен, что значительно повышает точность прогнозирования и надёжность конструкции. Это особенно важно для проектирования современных ионных двигателей.

Исследование продемонстрировало, что изменение упругих свойств материала снижает показатель макронапряжений на 9,54%, но увеличивает площадь повреждений на 8,1%. Учёт этих данных при проектировании поможет избежать разрушения конструкции и повысить эффективность двигателей.

Ионные двигатели имеют ключевое значение для научных и межпланетных миссий. Например, станция Dawn (NASA) использовала эту технологию, достигнув рекордной скорости 39 900 км/ч при минимальном расходе топлива. Российские учёные активно работают над созданием аналогичных технологий.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника» за 2024 год и выполнены в рамках программы «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты».

Фото: наука.рф